Отделение социальной адаптации и реабилитации

 (тел. 60-4-32)

 

     Для жителей города и района организована служба экстренной психологической помощи
«Телефон доверия»:

165

время работы с 8.00-17.00 понедельник-пятница

      Отделение создано для содействия в социальной адаптации и реабилитации граждан (семей), находящихся в сложной жизненной ситуации, с целью минимизации её последствий путем оказания гражданам (семьям) комплексной социальной поддержки, в том числе психологической помощи, для ведения информационно-просветительской, профилактической работы с целью предупреждения социального неблагополучия.

Направления деятельности отделения:
 - социально-психологическая поддержка граждан и семей, содействие в реализации предусмотренных законодательством Республики Беларусь гарантий по их социальной защите;
 - содействие улучшению показателей социально-психологического благополучия граждан;
дифференцированный учет граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке;
 - определение вида и объема требуемой социальной помощи (психологической, информационной и других видов) и ее предоставление;
 - поддержка граждан в решении их проблем, реализации собственных возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций;
 - социальный патронаж лиц, находящихся в кризисном состоянии, социально опасном положении, подвергшихся психофизическому насилию, ставших жертвами торговли людьми, пострадавших от стихийных бедствий, техногенных катастроф, терактов и др.;
 - взаимодействие с государственными и иными учреждениями, организациями, в том числе общественными, в решении вопросов оказания социально-психологической помощи гражданам;
 - разработка и проведение мероприятий, направленных на прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций, нарушений в сфере межличностных отношений, предотвращение асоциального поведения граждан;
 - 
повышение психологической компетентности граждан и работников ТЦСОН;
 - 
осуществление информационно-просветительской деятельности, организация и проведение семинаров, практикумов по социально­психологическим проблемам;
 - 
проведение практических занятий, психологических практикумов для работников ТЦСОН;
 - 
психокоррекционная работа в индивидуальной и групповой форме;
 - 
 профилактика жестокого обращения к членам семьи, социально­психологическая реабилитация граждан, подвергшихся насилию;
 - 
оказание экстренной психологической помощи, в том числе с использованием средств электросвязи;
 - 
поддержка инициатив по созданию и реализации социально-полезных программ;
 - 
участие в реализации районных межведомственных проектов и акций;
 - 
психологическое просвещение населения через СМИ;
 - 
разработка и распространение печатной информации на территории города и района (буклеты, листовки, брошюры).

Кризисная комната

DSC00173  DSC0017711

     «Кризисная» комната - специально оборудованное помещение, обеспеченное всеми видами коммунально-бытового благоустройства и предназначенное для предоставления в случае необходимости лицам, находящимся в кризисном состоянии, временного пребывания.
     В «кризисную» комнату могут быть помещены лица, находящиеся в кризисном, опасном для здоровья и жизни состоянии (жертвы торговли людьми, лица пострадавшие от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).
     Пребывание граждан в «кризисной» комнате, бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания.
     Срок пребывания в «кризисной» комнате зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за помощью, и составляет не более 10 дней непрерывного пребывания.

Патронатный совет
    Патронатный совет - межведомственный орган, который создается по инициативе территориального центра социального обслуживания населения для постановки целей, задач и разработки мероприятий плана сопровождения семьи, а также мониторинга эффективности работы с семьей.
     Для координации деятельности государственных органов и организаций, осуществляющих социальный патронат, создается патронатный совет, состоящий из специалистов органов управления образованием, органов здравоохранения, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, территориального центра социального обслуживания населения.
     Этапы организации работы по предоставлению услуги социального патроната предусматривают:
установление договорных отношений с семьей: работа над мотивацией по принятию семьей помощи и формирование осознанной потребности семьи в решении проблем жизнедеятельности, преодолении трудной жизненной ситуации.
     Услуга социального патроната предоставляется на основании письменного заявления.

Клуб "Резонанс"

5

     Цель клуба: содействовать разностороннему  развитию, профессиональному росту специалистов центра и гармонизации микроклимата трудового коллектива.

Программа "Родительский радио-университет"

003  030

     Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка.
     Выходит радиопрограмма ежемесячно. Прослушать беседы можно на волнах радио «Минская волна», а также на официальном сайте районной газеты «Да новых перамог» htt://www.kleck.byв разделе районное радио.
     Если вы хотите задать вопрос психологу и услышать рекомендации, пришлите его в редакцию газеты.

 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

    Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI)

    (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)

    Источник: Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362/

    Инструкция

    Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

    Текст опросника

    Вопросы Никогда Очень редко Иногда Часто Очень часто Каждый день
    1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным
    2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»
    3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу
    4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать
    это в интересах дела
    5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и
    расположения к ним
    6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться
    7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях,
    возникающих при общении с коллегами
    8.Я чувствую угнетенность и апатию
    9. Я уверена, что моя работа нужна людям
    10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем,
    с кем я работаю
    11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня
    12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление
    13.Моя работа все больше меня разочаровывает
    14. Мне кажется, что я слишком много работаю
    15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с
    некоторыми моими подчиненными/ воспитанниками и коллегам
    16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех
    17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества
    в коллективе
    18. Во время работы я чувствую приятное оживление
    19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много
    действительно ценного
    20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало
    меня в моей работе
    21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами
    22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще
    перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.


    Обработка результатов

    Опросник имеет 3 шкалы «психоэмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:
    0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

    Ключ:

    «Психоэмоциональное истощение» – ответы  по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).

    «Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
    «Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

    Выводы

    Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».
    Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».


    Таблица норм

    Компонент

    Крайне низкие

    Низкие значения

    Средние значения

    Высокие значения

    Крайне высокие

    «Психоэмоциональное истощение»

    0 -10

    11 - 20

    21 - 30

    31 - 40

    41 - 54

    «Деперсонализация» (личностное отдаление)

    0 - 5

    6 - 11

    12 - 17

    18 - 23

    24 – 30

    «Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация)

    0 - 8

    9 - 18

    19 – 28

    29 - 38

    39 - 48

    Психическое выгорание

     

    0 - 23

     

    24 - 49

     

    50 - 75

     

    76 - 101

     

    102 - 132

         Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам («психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений») ссумируются. Однако по третьему компоненту «Редукция личных достижений» при определении итогового индекса используются его обратные значения (в таблице они указаны жирным шрифтом).

    Содержательные характеристик шкал

    «Психоэмоциональное истощение» - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

    «Деперсонализация» (личностное отдаление) - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

    «Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми. 

    Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко)

         По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с субъектами профессиональной деятельности.
         Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.
         Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

    Инструкция:
    Прочитайте суждения и ответьте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно работаете, общаетесь.

    1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
    2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
    3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
    4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
    5. Теплота взаимодействия с партнерами зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
    6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
    7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
    8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
    9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
    10. Моя работа притупляет эмоции.
    11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
    12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
    13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
    14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
    15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
    16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
    17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
    18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
    19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
    20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
    21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
    22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
    23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
    24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
    25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
    26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
    27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
    28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что- то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
    29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
    30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
    31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
    32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
    33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
    34. Я очень переживаю за свою работу.
    35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
    36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
    37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
    38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
    39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе.
    40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
    41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
    42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».
    43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
    44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
    45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
    46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
    47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
    48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
    49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
    50. Успехи в работе вдохновляют меня.
    51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (или почти безысходной).
    52. Я потерял покой из-за работы.
    53. На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны партнеров.
    54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
    55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
    56. Я часто работаю через силу.
    57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
    58. В работе с людьми руководствуюсь принципом, не трать нервы, береги здоровье.
    59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
    60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
    61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
    62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
    63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
    64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
    65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
    66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
    67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
    68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
    69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
    70. Работая с людьми, я обычно как бы «ставлю экран», защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
    71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
    72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
    73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
    74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
    75. Моя карьера сложилась удачно.
    76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
    77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
    78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
    79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с домашними и друзьями.
    80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
    81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
    82. Почти ко всему, что происходит на работе,  я утратил интерес, живое чувство.
    83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
    84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

    Обработка и интерпретация результатов теста:

    • определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»;
    • подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»;
    • находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» — сумма показателей всех 12 симптомов.

    Напряжение
    1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)
    2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
    3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
    4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

    Резистенция
    1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
    2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
    3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
    4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

    Истощение
    1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
    2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)
    3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
    4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

         Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

    • 9 и менее баллов — не сложившийся симптом
    • 10-15 баллов — складывающийся симптом
    • 16 и более — сложившийся.

         Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
         Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

    • 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
    • 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
    • 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

         Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

    • какие симптомы доминируют;
    • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;
    • объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
    • какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
    • в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
    • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

    Источник: 
    Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

    Психолог рекомендует

    Психологические аспекты пристрастия к спиртному

    11

         Как вы думаете: кто-нибудь из тех, кто сегодня на обочине жизни  и потерял здоровье, работу, семью из-за пристрастия к спиртному, планировал себе такой исход?
         Конечно, нет!
         
    А вам известно, что формирование алкоголизма как болезни начинается, если вы употребляете спиртные напитки больше  одного раза в 2 недели?
         
    Большинство, возможно, не согласится. Но это доказанный факт!
         
    Будьте бдительны!
         
    Еженедельное употребление алкоголя неминуемо ведёт к привыканию и к изменению мышления.
         Конечно, этого сразу не видно. В этом и проблема!
         
    Самое обидное и опасное, что алкоголь входит в наши дома под видом праздника: «Шампанское» на Новый год,  дни рождения, юбилеи, свадьбы и радостные события, которые надо отметить с друзьями.  Поводов находится много.  И в дальнейшем часто  становится привычным:    бутылочка пива под настроение, весёлые застолья…   Таким  образом,  и  горе,  и радости, - всё  может стать поводом,  поводом,  уводящим   сотни людей на темную сторону жизни.